Самолёты

Бомбардировщик Су-24М (СССР)

Бомбардировщик Су-24М (СССР)

утеряны права

К модернизации бомбардировщика в вариант Су-24М официально приступили в соответствии с постановлением правительства о принятии машины на вооружение. Однако проработкой новых технических решений, позволявших расширить боевые возможности самолета, начали занимать задолго до появления этого документа. Су-24М предназначался для ведения боевых действий на всю глубину оперативного построения группы армий и базирования тактической авиации противника на глубину 300-400 км от линии фронта. Применяться самолет должен был круглосуточно в простых и сложных метеоусловиях, в том числе на предельно малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных подвижных и неподвижных тактических и оперативно-тактических целей при ручном, полуавтоматическом и автоматическом управлении самолетом.

Модернизация началась с разработки оборудования дозаправки топливом в полете и оснащения машины новым прицельным оборудованием и вооружением. Самолет оснастили модернизированной пилотажно-навигационной системой ПНС-24М и ракетой класса «воздух-поверхность Х-59 с телевизионно-командной системой наведения «Текон-1». Помимо этого, в арсенал машины вошли управляемые ракеты С-25Л, Х-25, Х-29Т и корректируемая бомба КАБ-500Л с пассивными лазерными ГСН, Х-29Т с телевизионной ГСН, ракеты Х-23 и Р-60, разовая бомбовая кассета РБК калибра 500 кг, контейнер малогабаритных грузов КМГУ, зажигательные баки 3Б-500, 3Б-500АСМ, 3Б-500ШМ, реактивные снаряды С-5, С-8, С-24 и С-25, авиабомбы калибра от 100 до 1500 кг и спецбоеприпасы. В арсенале машины сохранилась встроенная пушка ГШ-6-23 с боекомплектом 500 патронов, которую дополняют СППУ-6А с такими же орудиями.

Под центропланом допускалась подвеска дополнительных топливных баков емкостью по 3000 литров, а под фюзеляжем - одного 2000 литров. Помимо этого, имеется система дозаправки топливом в полете, включающая не только топливоприемник, но и унифицированный подвесной агрегат заправки УПАЗ. Таким образом, Су-24М может осуществлять не только дозаправку топливом, но и превращаться в летающий танкер. Внешне модернизированный самолет Т6М отличается от предшественника удлиненной носовой частью фюзеляжа и штангой ПВД. В 1977 году 29 июня в Новосибирске опробовали в воздухе первый прототип самолета под обозначением Т6М-8. Спустя полгода 17 декабря заводские испытатели летчик В.Т. Выломов и штурман А.Н. Косарев облетали и первый предсерийный экземпляр машины Т6М-23, а в январе 1978-го в воздух поднялся Т6М-24. В них полностью реализовали облик Су-24М.

Государственные испытания отдельных систем и вооружения будущего Су-24М начались в декабре 1976 года на доработаном серийном Су-24 (Т6М-22) с лазерным дальномером-целеуказателем «Кайра». Затем к испытаниям подключили Т6-20 и Т6-21, на которых отрабатывалась телевизионно-командная аппаратура управления ракетой Х-59. На первом этапе совместных государственных испытаний, завершенном в ноябре 1979 года, участвовало семь опытных машин. Успешное завершение первого этапа государственных совместных испытаний (ГСИ) позволило запустить машину в серийное производство и первый ее экземпляр, предназначенный для поставки военным (Т6-29М), сдали заказчику летом 1979 года. Второй этап ГСИ, связанный с испытаниями вооружения прицельно-навигационной системы проходил с марта 1980-го по май 1981 года. Для этого привлекли самолеты: Т6М-23, Т6М-24 и с Т6М-28 по Т6М-32.

Однако не все полеты завершились благополучно. Так, в 1977 году 19 июля потерявший управляемость Т6-6 унес жизнь летчика-испытателя В.А. Кречетова. В тот день ему вместе А. Ивановым предстояли испытания нового военно-морского спасательного костюма - ВМСК — на режиме максимальной скорости на высоте 1000 метров. Взлетели, вышли на сверхзвуковую трассу и начали разгон. После разгона до скорости 1380 км/ч самолет резко бросило в левый крен и сильно затрясло, а затем последовал взрыв и самолет стал неуправляем. «Владимир, - рассказывал впоследствии Н. Иванов, -перенес правую руку с ручки управления самолетом на держки катапультирования, показывая тем самым мне: «Делай, как я». Я выдернул их, но кресло не пошло, кабина в это время наполнилась дымом, начался пожар. Мне удалось сбросить вручную фонарь кабины, катапультироваться и нормально приземлиться. Минут через 40 меня подобрал спасательный вертолет. Находясь под куполом, пытался отыскать второй парашют, но ни в воздухе, ни на земле его не увидел...».

Спустя два года 22 июня постановлением правительства самолет приняли на вооружение под обозначением фронтовой бомбардировщик Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М, по сравнению с предшественником, возросла в полтора-два раза. Но испытания машины, ее вооружения (в том числе и перспективного) и оборудования продолжались. И они тоже не обходились без жертв. В частности, 3 июля 1984 года, вскоре после пуска ракет на полигоне, загорелся один из двигателей, при этом летчик-испытатель ОКБ Г.Н. Шаповал удачно катапультировался, у А.Ф. Сидоренко не сработало катапультное кресло... Спустя десять лет 11 марта не вернулись из полета летчики-испытатели НИИ ВВС В.Н. Горелов и В.А. Колбаско. На 26-й минуте полета в сложных метеоусловиях на удалении 79 км от аэродрома самолет столкнулся c землей... Причину трагедии так и не установили, но предположили, что она связана с конструктивным недостатком машины. Дорого обошлись стране полеты на самолетах Сухого с двигателями АЛ-7Ф и АЛ-21Ф, но такое было время.

Дальнейшая модернизация машины пошла по традиционному пути - обновлению ее прицельно-навигационного оборудования и вооружения. Первые такие машины поступили в липецкий ЦБПиПЛС. На учениях «Рубеж-2004» на высокогорном полигоне «Эдельвейс» близ города Балыкчы у озера Иссык-Куль (Киргизия) испытали три модернизированных фронтовых бомбардировщика Су-24М2. На этих машинах было установлено новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, включая приемник GPS и высокоточное оружие, позволившее увеличить его боевые возможности три-четыре раза по сравнению с предшественником. Эффективность применения Су-24М2 оказалась столь высока, что военные заявили о скорой модернизации в этот вариант самолетов Су-24М.

Одним из представителей высокоточного оружия тогда считалась ракета Х-31, созданная в двух вариантах: с активной радиолокационной и пассивной ГСН. Ее испытания проводились с самолетов МиГ-27 и Су-24М. В начале 1990-х, после демонстрации на «Мосавиашоу-92» ракетой заинтересовались американцы, причем в варианте мишени. Ее демонстрационные пуски с самолета Су-24М проводились в присутствии представителей США в Ахтубинске в первой половине 1990-х. После этого США закупили несколько партий ракет-мишеней Х-31М для тренировки своих зенитных расчетов.

Работы по интеграции новых систем бортового электронного оборудования проводились компанией «Гефест и Т», расположенной в подмосковном Жуковском. На самолетах, в частности, вместо бортовой ЦВМ «Орбита-10» установили компьютер СВП-24, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, коллиматорный индикатор КАИ-24 и телевизионный индикатор ОР-4ТМ. При этом инерциальную (ИНС) и спутниковую (ГЛОНАСС/NAVSTAR) объединили в единую навигационную системы, куда также вошли ЦВМ и трехмерная электронная база географических данных. Она обеспечивает возможность длительного маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30-50 метров, а на коротких участках и ниже.

Все это, в частности, повысило точность поражения целей баллистическими авиабомбами и реактивными снарядами, а также пушечными установками в 4-8 раз в зависимости от режима полета. В полтора-два раза снизилась вероятность поражения самолета средствами ПВО противника при решении боевой задачи за счет бомбометания со свободного маневра. Использование же новейшего наземного комплекса подготовки и контроля полетных заданий сократило время предполетной подготовки в 5-6 раз.

Сегодня в арсенал Су-24М2 входят управляемые ракеты Х-31 А, Х-31П и Х-59М, корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения и электронные систем радиоэлектронной борьбы. Сообщается, что усовершенствованный Су-24М2 совершил первый полет в 2001 году и с тех пор выставляется на различных авиашоу с подвешенными управляемыми ракетами и бомбами новых типов. Су-24М2 впервые продемонстрировали на авиационно-космическом салоне МАКС-2001. Модернизировали и экспортный вариант бомбардировщика, получивший обозначение Су-24МК2, и первые семь таких машин получили Алжир. Первые два Су-24М2, модернизированные в Новосибирске, летом 2006 года прибыли в Липецкий Центр боевого применения 7 декабря 2007 года. В конце того же месяца НАПО имени В.П. Чкалова отправило четыре машины в 302-й бомбардировочный авиаполк 93-й бомбардировочной авиадивизии 11-й воздушной армии, базирующийся на аэродроме Переяславка в Хабаровском крае. Правда, план модернизации 2007 года выполнили лишь наполовину. Но вскоре промышленность наверстала упущенное и укомплектовала полк модернизированными машинами.

В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М. Первый предсерийный самолет Т6МК (Су-24МК) изготовили в Новосибирске весной 1987 года и 30 мая экипаж заводских испытателей (летчик Е.Н. Рудакас и штурман В.В. Рудаков) проверили машину в полете. Основными отличиями экспортной модификации от Су-24М были состав оборудования и вооружения. В частности, к самолету прилагались ракеты Х-25М/МЛ, Х-29Л/Т, /58, Х-59МЭ, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-1500Л, Р-60 и новейшая Р-73К. Предусмотрена подвеска блоков с неуправляемыми ракетами разных калибров и контейнеров с подвижными пушечными установками СППУ. Имелась и встроенная пушка ГШ-6-23. Серийное производство самолета началось в следующем 1988 году, а его первый полет состоялся 17 мая. Экспортировать Су-24МК начали в 1988 году. Сначала 15 машин приобрела Ливия, и первые шесть из них доставили весной 1989 года самолетами Ан-22. Вторым покупателем в конце 1989 года (20 Су-24МК) стала Сирия. Затем поставки последовали в Алжир, Ирак и Иран.

Источник - dogswar.ru