Самолёты

Многоцелевой истребитель Saab J.29 Tunnan (Швеция)

Многоцелевой истребитель Saab J.29 Tunnan (Швеция)

К середине 1940-х гг. шведские ВВС имели на вооружении только истребители с поршневыми двигателями собственной и иностранной постройки. Их первый реактивный истребитель SAAB-21 появился лишь в 1947 г. и уже вскоре не соответствовал требованиям времени. Главным идеологом ТРД в Швеции был инженер предприятия «Свенска Флгогмотор АВ» (SFA) Лисхольм, который начал заниматься реактивными двигателями еще в 1936 г. К фирме SFA в 1946 г. присоединилась другая шведская фирма «Свенска турбинфабрикс АВ Люнгстром» (STAL). К проекту нового истребителя, получившего обозначение R101, фирма SAAB приступила в начале 1945 г.

По внешнему виду самолёт с прямым крылом сильно напоминал американский истребитель Р-80. Работой руководил Ларс Брайзинг. Некоторые сведения о германской реактивной технике шведские конструкторы получали от сотрудничества с фирмой «Даймлер Бенц», поставлявшей в Швецию двигатели DB 601. Да и многие немецкие специалисты, после капитуляции поселившиеся в других странах, сохранили хорошие отношения с коллегами в Швеции. Так в конце 1945 г. один из шведских инженеров получил от немецких эмигрантов результаты аэродинамических продувок самолета со стреловидным крылом. Брайзинг сразу же начал разработку нового истребителя R 1001 со стреловидным крылом. Чтобы ускорить работы по истребителю, шведы закупили у английской фирмы «Де Хэвилленд» лицензию на выпуск реактивных двигателей «Гоблин». Для подготовки кадров шведских ВВС также были закуплены 270 английских истребителей «Вампир» различной модификации.

kakie-strany.ru

karton18.ru

Главный конструктор проекта истребителя R1001 Брайзинг в ходе визита на фирму «Де Хэвилленд» познакомился с новым намного более мошным двигателем ТРД «Гост». Этот двигатель с центробежным компрессором большого диаметра и стал основным двигателем нового проекта истребителя. Утолщенный из-за этого двигателя самолёт Saab J.29 получил имя «Tunnan» («Бык» по-шведски). Небольшая пилотская кабина находилась высоко над землей, а хвостовое оперение размешалось в тонкой хвостовой балке над выхлопным соплом. Основные стойки шасси убирались в фюзеляж, поскольку крыло было очень тонким. Крыло нового истребителя для базирования его на полевых аэродромах было сильно механизировано. Автоматические щелевые предкрылки отклонялись синхронно с закрылками. Для отработки этой системы использовался лёгкий самолёт SAAB 91 «Сапфир» с крылом, представляющим точную копию крыла будущего истребителя, но уменьшенного в два раза.

Постройка опытного истребителя J.29 Tunnan длилась целых два года, и наконец проект самолета был представлен командованию (осень 1946 г.). Для испытания первого прототипа был приглашен английский летчик-испытатель подполковник Роберт Мур, имеющий опыт полетов на самолетах со стреловидным крылом. Первый полет прототипа был совершен 1 сентября 1948 г. и продолжался около получаса. В этом полете в основном определялась устойчивость и управляемость самолета на различных режимах полета. В этом полете из-за поломки в гидросистеме не полностью убрались основные стойки шасси. После полета летчик дал высокую оценку будущему истребителю, отметив его хорошую управляемость и превосходную маневренность. Самолет был напичкан множеством различной контрольно-измерительной аппаратуры, для замеров напряжений в узлах было установлено 60 датчиков и самописцев. За полет замерялось около 500 параметров. Кабину оснастили (одним из первых) магнитофоном.

В начале 1949 г. на испытания вышли еще два прототипа истребителя, которые уже имели полный комплект оборудования и вооружения. Один из них использовался для определения летных данных, а второй для отработки встроенного и подвесного вооружения. Во время испытаний на скорости около 900 км/ч начиналась сильная вибрация, а в хвостовой части возникали опасные напряжения. Пришлось срочно усилить конструкцию хвостовой части фюзеляжа. Улучшили аэродинамику сопряжения вертикального и горизонтального оперения, а также заново спроектировали переход от сопла двигателя к хвостовой балке. Все эти конструктивные изменения были внесены в четвертый прототип самолета. После всесторонних испытаний новый истребитель J-29A был запущен в серийное производство. Всего было построено 224 таких машин.

Первые серийные машины стали поступать в ВВС в мае 1951 г. Пилоты без восторга встретили новый истребитель. Неуклюжий, он получил пренебрежительное прозвище «Летающая бочка», а летчики с трудом осваивали его. К тому же малый радиус действия истребителя не устраивал военных. В новой модификации J.29B Tunnan во внутренних секциях крыла установили дополнительные топливные баки из упрочненной резины. Также могли быть установлены и подкрыльевые топливные баки двух типов по 400 и 450 литров. Первый полет прототип J.29B Tunnan совершил в марте 1953 г. Серийный выпуск этой модификации нарастал с такой скоростью, что вскоре заводской аэродром оказался забит самолетами, ждавшими облета. На одном из серийных J-29B капитан шведских ВВС К. Вестерлунд 6 мая 1954 г. установил мировой рекорд скорости на 500-км маршруте - 977 км/ч. Прежний рекорд принадлежал американскому истребителю F-86E. Всего выпустили 361 истребитель-бомбардировщик J.29B Tunnan.

Несмотря на установленный рекорд, шведские конструкторы понимали, что для середины 1950-х гг. эти самолёты уже устарели. Необходимо было произвести модернизацию истребителя. Было изготовлено новое крыло с меньшей относительной толщиной, а на передней кромке появился «клык». Последней серийной модификацией стал фоторазведчик S-29C. В носовой части фюзеляжа монтировали до шести авиационных фотоаппаратов. 29 марта 1955 г. на этой модификации шведские летчики X. Нейд и Б. Эриксон установили мировой рекорд скорости по замкнутому 1000-км кругу со средней скоростью 900,6 км/ч.

Самолеты J.29 Tunnan различной модификации дослужили до середины 1960-х гг. Этот шведский истребитель был первым и единственным самолетом ВВС Швеции, принимавшим участие в военном конфликте за пределами страны. Это было в 1961-1962 гг. в африканском Конго. По распоряжению Генерального секретаря ООН У. Тана там была сформирована военно-воздушная группировка. Ее основу составляли индийские бомбардировщики «Канберры», итальянские транспортники С-119 и шведские истребители-бомбардировщики J-29B. Шведские самолеты занимались в основном штурмовкой аэродромов и позиций мятежников. Самолёт J.29 Tunnan стал первым шведским боевым самолётом, поступившим на вооружение ВВС других стран.

Источник - dogswar.ru