Самолёты

Учебно-боевые самолеты Су-15УТ / Су-15УБ / Су-15УМ

Учебно-боевые самолеты Су-15УТ / Су-15УБ / Су-15УМ

Каждый раз после появления новой машины встает задача переучивания на нее летного состава, для чего требуется двухместный учебно-тренировочный вариант. Не стал исключением и Су-15, тем более что его предшественники Су-7У и Су-9У мало подходили для этих целей. Первоначально на спарке предполагалось сохранить оборудование и вооружение перехватчика, включая ракеты Р-98 и радиолокационный прицел. Полный комплект документации на учебный самолет выпустили в срок - к осени 1966 года. Но производственные мощности завода в Новосибирске не позволяли вовремя перейти к изготовлению машины. К тому же на выходе была новая РЛС «Тайфун», которая так и «просилась» на спарку. В итоге было предложено сначала построить упрощенный вариант машины Су-15УТ (У-58Т, изделие «42») без РЛС и вооружения и затем перейти к учебно-боевой модификации. Министерство авиационной промышленности (в 1965 году ГКАТ преобразовали в министерство) поддержало предложение ОКБ.

От боевого Су-15УТ отличался прежде всего двумя кабинами: обучаемого и инструктора. Для этого в фюзеляже пришлось уменьшить объем топливного бака №1 на 900 литров, а для частичной компенсации снижения запаса горючего в хвостовой части фюзеляжа расположили дополнительный 180-литровый бак №5. При этом для сохранения заданного диапазона центровок в носовой части фюзеляжа (где раньше располагалась РЛС) поместили балласт. Для обеспечения инструктору обзора вперед на взлете и посадке подвижную часть фонаря второй кабины оснастили перископом. В итоге запас топлива сократился до 5010 кг, но пустой самолет потяжелел до 10 660 кг.

Первый летный экземпляр спарки построили летом 1968 года, и 26 августа летчик-испытатель Е.К. Кекушев выполнил на нем первый полет, а государственные совместные испытания завершились в конце февраля следующего года. В полете 20 января 1969 года, после «обжатия» Су-15УТ по перегрузке, на посадке у него не вышли основные опоры шасси. Кукушеву пришлось применить «чкаловский» набор фигур пилотажа с созданием перегрузок, и только после пятой попытки стойки выпустились. На земле выяснилось: причиной тому стало отступление от технологии сборки машины - зазоры между щитками шасси и куполами крыла были меньше допустимых.

Как и ожидалось, летные данные «спарки», по сравнению с Су-15, ухудшились: дальность полета снизилась до 1390 км, потолок - до 17 700 метров, уменьшился запас путевой устойчивости на скорости близкой к максимальной. Для повышения дальности полета и потолка (которые для учебной машины были не столь важны) требовалось увеличить тягу двигателей и запас топлива. Что было проблематично. Не лучше обстояло дело и с путевой устойчивостью, поскольку для повышения ее запаса следовало удлинить фюзеляж или увеличить вертикальное оперение. Решая эту задачу, конструкторы пошли кратчайшим путем, расположив под фюзеляжем опытного экземпляра спарки У-58Т дополнительные килевые поверхности (гребни). Но эксперимент, проведенный весной 1970 года, показал, что это почти ничего не дает. В итоге пришлось ограничить число М до 1,75.

Серийные Су-15УТ отличались от опытного экземпляра только крылом с изломом передней кромки и задействованной системой сдува пограничного слоя с закрылков. На них сохранились одноколесная передняя стойка шасси и носовой обтекатель носовой части фюзеляжа конический формы. Первые пять машин сдали заказчику весной 1970 года, и в июле самолет приняли на вооружение.

Су-15УБ (У-58Б)

Спустя два года после создания Су-15УТ дело дошло и до его учебно-боевого варианта, получившего в ОКБ обозначение У-58Б. Самолет, отличавшийся от предшественника, главным образом, установкой РЛС «Тайфун», построили в Новосибирске в мае 1970 года. Зачем деньги тратили на эту машину, непонятно, поскольку еще на стадии изготовления рабочих чертежей было ясно, что центровка из-за тяжелого «Тайфуна» будет слишком передней, что негативно отразится на управляемости машины, тем более учебной. Так оно и получилось, а самолет после завершения испытаний превратили в учебное пособие.

Су-15УМ (У-58М)

Последней модификацией спарки стал Су-15УМ (У-58М, изделие «43»), запущенный в серийное производство в 1976 году. В отличие от его предшественника, на нем установили двигатели и крыло с Су-15ТМ, сохранился и штатный обтекатель носовой части фюзеляжа оживаль-ной формы. На машине из-за отсутствия РЛС использовались лишь ракеты Р-98М и Р-60 с тепловой ГСН, бомбовое вооружение и контейнеры УПК-23-250. Серийно выпускался в 1976-80 годы.

Источник - dogswar.ru