Самолёты

Самолёт-разведчик Су-24МР (СССР)

Самолёт-разведчик Су-24МР (СССР)

Смотри здесь regeneracja kolumny kierowniczej toru'n.

Помимо экспортной модификации на базе бомбардировщика создали разведчик Су-24МР (Т6МР) и постановщик помех Су-24МП. Работы по ним начались задолго до появления Су-24М, сначала под обозначениями Т-58МР и Т-58МП соответственно, а с 1976 года как Т6МР и Т6МП. Однако ОКБ, сосредоточив свои усилия на создании и модернизации бомбардировщика, смогло вплотную заняться этими машинами лишь в конце 1970-х. К изготовлению опытного экземпляра разведчика приступили в 1979 году на заводе в Новосибирске еще до утверждения заказчиком его макета. Главным конструктором самолета был Л. Лонгвинов.

В связи с новым назначением машины из прицельно-навигационной системы ПНС-24М, включая РЛС переднего обзора, на борту оставили лишь навигационный комплекс НК-24МР. При этом освободившиеся объемы использовали для размещения разведывательного оборудования. Самолет был оснащен бортовой РЛС бокового обзора «Штык» и комплексом разведки БКР-1, разработанным в НПО «Вега-М». Комплекс включал в себя средства инфракрасной, радиотехнической, телевизионной, лазерной и радиационной разведки. Имелись на самолете фотокамеры для панорамной (АП-402М) и перспективной (АФА А-100) фотосъемки. При этом фотопленки проявлялись на борту и сбрасывались в капсулах в заданном районе, а остальная информация передавалась на землю по радиоканалам. Часть разведывательного оборудования размещалась в фюзеляже, а остальное - в контейнерах: «Эфир-1М» -под крылом, а «Шпиль-2М» и «Тангаж» - под фюзеляжем.

Для защиты самолета от воздушного противника в его арсенале имелись две ракеты Р-60. С такой нагрузкой радиус действия разведчика составлял от 410 до 560 км без дозаправки топливом в полете, а глубина разведки противника за линией боевого соприкосновения достигала 400 км. Максимальная скорость Су-24МР с контейнерами «Эфир-1М», «Шпиль-2М» и двумя ракетами Р-60 достигала 1200 км/ч, а без подвесок в зависимости от высоты 1500-1600 км/ч, потолок - 17 000 метров, а дальность с дополнительными баками - 2500 км.

25 июля 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.А. Иванов поднял в воздух первый опытный экземпляр разведчика Т6МР-26. Государственные испытания, в которых участвовали две машины, завершились в ноябре 1982-го, и в том же году он был принят на вооружение. Первый серийный экземпляр Су-24МР 13 апреля 1983 года облетали летчик-испытатель В.Т. Выломов и штурман-испытатель В.С. Шкуратов. В ВВС Су-24МР начали осваивать летом 1983 года пилоты 4-го ЦБПиПЛС, а из строевых частей - летчики 47-го ограп (Шаталово), где с 1987-го по 1988 года успешно прошли войсковые испытания разведчика. Там же 20 июня 1988 года потеряли первый Су-24М. При заходе на посадку из-за отказа гидросистемы не вышли опоры шасси. Экипаж вынужден был катапультироваться. Это не единственный такой случай.

В частности, 19 сентября 1991 года после выполнения полета на сложный пилотаж экипаж Су-24МР (подполковник В.С. Синицкий и инструктор полковник В. Мироненко) возвращался на свой аэродром. При заходе на посадку не вышли основные опоры шасси. Все попытки, включая создание знакопеременных перегрузок не привели к желаемому результату. Тогда экипаж решил произвести посадку на грунтовую ВПП с касанием ее колесами передней опоры. Во время захода на посадку неожиданно вышла левая стойка. Приземление было выполнено безукоризненно с повреждением лишь законцовки правой консоли крыла, тормозного щитка и фальшкиля. Спустя десять лет самолет впервые продемонстрировали общественности на выставке «Мосаэрошоу-92», предшественнице будущих МАКСов.

Параллельно с разведчиком Су-24МР на базе бомбардировщика был создан постановщик помех. Первым опытный образец машины Т6МП-25 поднял в воздух14 марта 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.С. Комаров. Государственные испытания постановщика помех, получившего обозначение Су-24МП, завершились в ноябре 1982 года. Выпуск самолета ограничили десятью машинами, и первый его экземпляр облетал экипажем в составе: командир - И.Я. Сушко, штурман - В.Я. Глинчиков в Новосибирске 7 апреля 1983 года. В начале 1980-х в ОКБ разрабатывалась большая модификация Су-24БМ с двигателями АЛ-31Ф. Но дальше эскизного проекта и натурного макета машины дело не пошло. Можно лишь предположить, что причиной тому стало появление истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ, предшественника Су-34.

Источник - dogswar.ru