Самолёты

Многоцелевой штурмовик HJT-16 Kiran

Многоцелевой штурмовик HJT-16 Kiran

циклёвка паркета щёлково

Первым самолётом, поступившим в серийное производство после того, как в октябре 1964 года компания была реформирована и переименована в "Hindustan Aeronautics Ltd", стал HJT-16 Kiran - самолёт, созданный под требования ВВС Индии на невооруженный учебно-тренировочный самолёт базовой лётной подготовки. За основу при проектировании нового самолёта был взят Hunting (Percival) Jet Provost, отличительными особенностями индийской машины стали использование более современных катапультных кресел и герметизированная кабина.

Работы над самолётом были начаты в 1959 году, детальное проектирование - в 1961 году. Первый прототип поднялся в воздух только 4 сентября 1964 года. Самолёт был создан под индийский двигатель HJE-2500 с расчетной тягой 11,12 кН, но данный двигатель так никогда и не был передан в серийное производство, поэтому на самолёт установили производившийся в Индии двигатель HAL (Bristol Siddeley/Armstrong Siddeley) Viper - это еще больше придало сходство самолёту HJT-16 Kiran с Jet Provost. Предсерийную партию из 24 самолётов HJT-16 Kiran Mk.1 начали передавать заказчику в марте 1968 года, после чего было начато серийное производство самолёта - всего были выпущены 118 машин HJT-16 Kiran Mk.1, оснащенных турбореактивными двигателями Viper ASV.11 Mk 200 тягой 11,12 кН.

HJT-16 Kiran Mk.1 был сразу же взят за основу для создания учебно-боевого самолёта и лёгкого штурмовика. Первой модификацией самолёта стала машина HJT-16 Kiran Mk.1A, которая могла нести на двух подкрыльевых пилонах вооружение массой до 450 кг. Всего было выпущено 72 самолёта. До конца 1960-х годов стало ясно, что возможности базового HJT-16 Kiran можно еще повысить за счет установки более мощного двигателя и современной авионики, - данная программа была начата в сентябре 1972 года. Отличительными особенностями HJT-16 Kiran Mk.2 стали более мощный турбореактивный двигатель Orpheus, обеспечивавший большую скорость и больший практический потолок. Кроме того, самолет мог нести увеличенный набор вооружения, включая встроенные пулеметы и авиационные средства поражения на четырех узлах подвески под крылом. Согласно расчетам специалистов HAL, самолёт HJT-16 Kiran Mk.2 должен был поступить на вооружение в 1976 году, но этого не произошло. Первый из двух прототипов поднялся в воздух только в июле 1976 года, поэтому ВВС Индии заказали учебно-боевой самолёт PZL-Mielec TS-11 Iskra.

ВВС Индии вначале отказались от HJT-16 Kiran Mk.2 из-за его плохих лётных характеристик для полетов ночью и недостаточного радиуса действия, но в марте 1983 года самолёт все же было решено принять на вооружение. HJT-16 Kiran Mk.2 поступил на вооружение в апреле 1985 года, до марта 1989 года заказчику были переданы 103 самолёта. Планируется, что HJT-16 Kiran останется в строю минимум до 2015 года, когда ему на смену должен прийти HJT-36 Intermediate Jet Trainer.

Тактико-технические характеристики HJT-16 Kiran

Размах крыла, м 10.70

Длина самолета,м 10.60

Высота самолета,м 3.635

Площадь крыла,м2 19.00

Масса, кг

- пустого самолета 2995

- нормальная взлетная 4250

- максимальная взлетная 5000

Топливо

- внутренние топливо, кг 1775

- ПТБ, л 2 х 227.3

Тип двигателя 1 ТРД HAL(Rolls-Royce) Orpheus BOr.2 Mk.701-01

Тяга нефорсированная, кН 1 x 18.68

Максимальная скорость, км/ч

- на высоте 780

- на уровне моря 672

Крейсерская скорость, км/ч 621

Боевой радиус действия, км 735

Максимальная скороподъемность, м/мин 1600

Практический потолок, м 12000

Экипаж, чел 2

Вооружение: два 7.62-мм пулемета FN MAG с 150 патронами на пулемет

Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески

4 250- или 227-кг бомбы или

2 контейнера HAL с 2 7.62-мм пулеметами, или

4 ПУ 18х68-мм НУР.

Источник - dogswar.ru