Самолёты

Учебно-боевой самолёт CL-41 / CT-114 Tutor

Учебно-боевой самолёт CL-41 / CT-114 Tutor

Программа создания Canadair CL-41 «Tutor» финансировалась самим разработчиком, так как сначала у канадского правительства не возникло интереса к этому реактивному учебному самолёту для базовой подготовки лётчиков. Были построены два прототипа с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT12A-5 тягой 10,68 кН. Первый из них взлетел 13 января 1960 года. В сентябре 1961-го канадское правительство заказало для ВВС 190 CL-41A «Tutor» под обозначением CT-114 «Tutor». Самолёт характеризовался расположенными рядом креслами, открывающимся вверх фонарем, боковыми воздушными тормозами щиткового типа, Т-образным хвостовым оперением, управляемым носовым колесом и ТРД General Electric J85-CAN-40 тягой 12,68 кН. Поставки осуществлялись в 1963-1966 годах.

Позднее появился вооруженный учебный самолёт и лёгкий штурмовик CL-41G. Он отличался более мощным двигателем и шестью подкрыльевыми узлами подвески вооружения. Шасси модифицировали для действий с грунта и оснастили самолет новыми креслами, позволяющими катапультироваться с нулевой высоты. На второй прототип Tutor установили авионику от истребителя F-104G, в результате появился учебный CL-41R с экспериментальными системами. В марте 1966 года ВВС Малайзии заказали 20 CL-41G-5, малазийцы назвали их Tebuan ("Оса"), эти самолёты состояли на вооружении с 1967 года до середины 1980-х.

Основным эксплуатантом CT-114 «Tutor» в Канаде являлась 2-я летная школа в Мус-Джо, провинция Саскачеван. Первые 10 CT-114 «Tutor» модифицировали для группы высшего пилотажа "Golden Hawks" (позднее переименованной в "Snowbirds"). Самолёт также использовался в школе летных инструкторов. В 1976 году ВВС Канады начали реализовывать программу модернизации, включавшую установку дополнительных топливных баков, современной авионики, замену электросистемы и изменение местоположения датчика обледенения. В 1994 году провели еще одну модернизацию. В 2000 году на смену CT-114 «Tutor» в Канаде пришли CT-156 Harvard II и CT-155 Hawk. К концу 2008 года в эксплуатации еще оставалось примерно 17 машин данного типа, но их использовали только в группе "Snowbirds" и при лётно-инженерных испытаниях в НИИ.

Модификации :

- CL-41 два прототипа CF-LTW-X и CF-LTX-X.

- CL-41A Tutor первый серийный вариант.

- CT-114 Tutor обозначение самолета в Канадских ВВС.

- CL-41G легкий штурмовик

- CL-41G-5 Tebuan вариант CL-41G Tutor для ВВС Малайзии

- CL-41R учебный вариант с авионикой от CF-104

Тактико-технические характеристики CL-41 / CT-114 «Tutor»

Экипаж, чел 2

Размах крыла, м 11.13

Длина самолета,м 9.75

Высота самолета,м 2.84

Площадь крыла,м2 20.44

Масса, кг

- пустого самолета 2220

- нормальная взлетная 3355

- максимальная взлетная 3532

Топливо, л

- внутренние топливо 1170

- ПТБ 2 х 181.7

Тип двигателя 1 ТРД Orenda (General Elecrtic) J85-CAN-J4

Тяга нефорсированная, кН 1 х 13.12

Максимальная скорость, км/ч 801

Практическая дальность, км 1002

Максимальная скороподъемность, м/мин 1295

Практический потолок, м 13105

Вооружение: Боевая нагрузка - 907 кг на 2 узлах подвески

2x 454-кг или 227-кг или 113-кг бомбы, или

2 напалмовых бака, или 2 ПУ 55 или 68-мм НУР, или

2 контейнера с 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами.

Источник - dogswar.ru