Самолёты

Истребитель-перехватчик Су-30

Истребитель-перехватчик Су-30

Прежде чем начинать разговор об этой машине следует отметить, что одним из важнейших ее отличий от предшественников стало использование двигателей со всеракурсными поворотными соплами. Работа в этом направлении началась в конце 1980-х. Первоначально ставку сделали на плоские сопла, и для проверки задуманного в 1990 году Су-27УБ 02-02) превратили в летающую лабораторию, получившую обозначение ЛЛ-УВ (ПС). На ней на один из двигателей АЛ-31Ф установили поворотное в вертикальной плоскости плоское сопло. Правда, проведенные исследования позволили лишь оценить уровень снижения инфракрасного излучения. До исследования же поведения машины при отклонении вектора тяги, из-за отсутствия финансирования, дело не дошло.

При разработке и испытаниях плоского сопла обнаружилось, что оно, помимо существенного утяжеления силовой установки приводит и к заметному снижению (до 17%) тяги двигателя. Поиски иных технических решений привели к разработке подвижного осесимметричного сопла. Прелюдией к появлению Су-30 стали эксперименты, проведенные на доработанном Су-27УБ. Так, 16 июня 1987 года с аэродрома ЛИИ взлетел и взял курс на восток с виду обычный учебно-боевой самолет. Его экипажу предстоял длительный испытательный полет по отработке программы создания нового многоцелевого самолета, для которого крайне важно было пройти значительную часть маршрута в светлое время суток. Именно из этих соображений выбрали середину июня, когда стоят самые короткие ночи.

Дважды стыковавшись в полете с танкером, самолет, пилотируемый летчиками-испытателями Н. Садовниковым и И. Вотинцевым, совершил посадку в Комсомольске-на-Амуре. За 7 часов 37 минут пройдено 6702 км. Перелет выполнялся на Су-27ПУ (Т10-ПУ), специально доработанном Су-27УБ и ставшим прототипом многоцелевого истребителя Су-30. Спустя три дня экипаж Су-27ПУ вернулся домой, а вслед за этим последовал сверхдальний, на пределе человеческих возможностей, беспосадочный перелет по маршруту Москва - Комсомольске-на-Амуре - Москва. 15 часов 31 минута понадобились, чтобы преодолеть 13 404 км, выполнив четыре дозаправки топливом в полете. Думаю, что со временем историки авиации оценят эти полеты, и они войдут в историю отечественной авиации, поскольку впервые были осуществлены на самолете-истребителе. Кстати, для выполнения аналогичного полета самолету F-15 потребовалось бы свыше десяти дозаправок в воздухе.

Эти перелеты, а также последовавший за ними полет в высоких широтах подтвердили одну немаловажную деталь. Для успешного выполнения боевых операций, как правило, связанных с воздействием на экипаж значительных перегрузок, и осуществления дозаправок от танкера Ил-78, продолжительность пребывания в воздухе летных экипажей не должна превышать десять часов. Су-27ПУ, впоследствии получивший обозначение Су-30, был создан в соответствии с пожеланиями командования ПВО страны как воздушный пункт управления перехватчиками Су-27. Много технических решений, включая вооружение, на Су-30 перекочевало с Су-27М. При этом количество узлов его подвески возросло до 12.

В экспортном варианте Су-30МК, помимо встроенной пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов и ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения Р-27Р, Р-27РЭ, Р-27Т, Р-27ТЭ, Р-73 и РВВ-АЕ, в арсенал самолета входят неуправляемые авиационные ракеты, свободнопадающие и корректируемые авиабомбы КАБ-500 с телевизионной системой наведения. Для поражения точечных наземных целей предусмотрены и Х-25МЛ, С-29Л и Х-29Л с лазерной системой наведения, а также Х-29Т и Х-59М с телевизионной системой наведения. По утверждению разработчика, Х-59М была способна решать задачи, аналогичные тем, что решает американская SLAM. В ходе боевых действий в Ираке две таких ракеты вывели из строя электростанцию. Первая из них проделала брешь в здании, а вторая, проникнув через этот проем внутрь машинного зала, вывела его из строя.

Особое место среди вооружения самолета занимала противорадиолокационная ракета Х-31П, позволявшая эффективно бороться как с РЛС ЗРК «Патриот», так и «Хок». Су-30 может также использоваться в качестве барражирующего истребителя-перехватчика, что особенно важно в условиях Заполярья, как истребителя-бомбардировщика и самолета завоевания господства в воздухе. При этом следует иметь в виду, что на самолете не предусмотрены подвесные топливные баки и увеличение дальности полета осуществляется исключительно путем дозаправки в воздухе.

В 1991 году на заводе в Иркутске развернулся серийный выпуск машины, но так получилось, что отечественные ВВС получили лишь четыре машины этого типа. За рубежом самолеты пользовались большим спросом. Так в 1997-99 годах Индия приобрела 18 Су-30К. Впоследствии на базе этой машины были созданы экспортные варианты Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30МКИ и Су-30МКМ. Все они оснащались двигателями АЛ-31Ф, системами дозаправки топливом в полете и вооружением, аналогичным Су-27СК. Эти машины поставлялись в КНР (Су-30МКК и Су-30 МК2), Вьетнам (Су-30МК2В) и Индонезию (Су-30МКК). Все эти самолеты имеют классическую аэродинамическую схему, за исключением Су-30МКИ, оснащенного дополнительным передним горизонтальным оперением, названную почему-то трипланом. Эта ошибочная формулировка М.П. Симонова получила широкое хождение в СМИ. Однако следует иметь в виду, что ни заднее, ни переднее горизонтальное оперение подъемную силу, соизмеримую с крылом, не создают. Если заднее горизонтальное оперение служит для создания требуемых запасов продольной устойчивости и управляемости в каналах тангажа и крена, то переднее - выполняет лишь вспомогательные функции и не является ни рулем, ни несущей поверхностью.

Кроме этого, самолеты Су-30МКИ и Су-30МКМ получили двигатели с АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги, придавшие им сверхманевренность. Первым зарубежным заказчиком этих машин стала Индия (Су-30МКИ), затем Малайзия (Су-30МКМ). После приобретения 32 машин, индусы освоили их лицензионную сборку. В 2004-2005 годах летчики ВВС Индии на Су-30МКИ провели несколько десятков учебных боев с самолетами F-15С, F-16, «Мираж-2000С/D». Первые ученья «Коуп-Индия» с привлечением, в частности, Су-30МК проходили с 16 по 26 февраля 2004 года на авиабазе Гвалиор (штат Мадхья Прадеш).

По мере укрепления экономики РФ, появилась возможность оснащать новейшей техникой и отечественные ВВС. Так, 21 сентября 2012 года с аэродрома Иркутского авиационного завода экипаж ОКБ Сухого (летчик-испытатель С. Костин и штурман-испытатель П. Маловечко) подняли в воздух новый истребитель Су-30СМ - головной экземпляр из 30 машин, заказанных Министерством обороны России. Спустя четыре дня, 25 сентября, тот же экипаж облетал второй экземпляр машины. Су-30СМ создан на базе Су-30МКИ и Су-30МКМ в соответствии с требованиями российских ВВС, и разработка его началась задолго до подписания контракта с Министерством обороны. Отличия особенно коснулись радиочастотного оборудования и вооружения. В частности, на самолете применяется усовершенствованная версия РЛС «Барс» с фазированной антенной решеткой, отличающаяся расширенной номенклатурой режимов работы и улучшенными характеристиками.

Источник - dogswar.ru