Самолёты

Учебно-боевой самолет Су-9У

Учебно-боевой самолет Су-9У

Прямым развитием Т-43 стал учебно-тренировочный У-43 с двигателем АЛ-7Ф1-100У, позже получивший обозначение Су-9У. Самолет создавался в соответствии с постановлением правительства №316-146 от 18 марта 1959 года и предназначался для переучивания летчиков строевых частей. В 1959 году документацию на машину передали Московскому авиазаводу №30, где в спарку переделали одну из серийных машин (изделие 11) того же предприятия. В отличие от боевого самолета, фюзеляж Су-9У удлинили на 600 мм (вместе с носовой опорой шасси).

На самолете сохранили РЛС ЦД-ЗОТ (РП-9У) и аппаратуру «Лазурь», но с двойной индикацией (у инструктора и обучаемого), а под крылом два пусковых устройства АПУ-20 для ракет К-5МС. На опытном У-43 объем топливных баков не превышал 3420 литров, так как отсеки крыльевых баков объемом 360 литров заняла контрольно-записывающая аппаратура. Особенностью спарки стала возможность инструктора отключать управление закрылками, уборкой и выпуском шасси, тормозными щитками, автоматикой управления воздухозаборным устройством, аварийным сбросом ракет и их пуском, а также рядом других систем из кабины курсанта.

Первый полет на У-43 выполнил летчик Е.К. Кукушев 25 января 1961 года, а спустя месяц приняли решение о его запуске в серийное производство. Опытный самолет предъявили на государственные испытания в июле 1961 года, но в связи с аварией двигателя и повреждением хвостовой части фюзеляжа машины при перегоне летчиком ОКБ-51 во Владимировку, их начали 1 сентября. Ведущими по машине были инженер Б.М. Коршунов (его помощник по летным характеристикам - Е.Н. Бубнов), летчики В.М. Андреев и И.И. Лесников.

Испытания, завершившиеся в декабре того же года, показали, что потолки и разгонные характеристики учебной машины с двумя ракетами К-5М практически не отличаются от боевого Су-9 с четырьмя УРами. На высоте 12 800 метров и форсажном режиме работы двигателя самолет достигал установленного ограничения скорости 2230 км/ч (М=2,1). Статический потолок с парой К-5МС и подвесными баками (полетный вес 9700 кг) был 17 500 метров, а дальность с аналогичным снаряжением на высоте 11 км - 1370 км. Проведенные 83 испытательных полета позволили сделать вывод о возможности обучать и тренировать летный состав по перехвату воздушных целей, летевших со скоростью 800-1600 км/ч на высотах до 20 км днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. При этом рубеж перехвата по топливу был в пределах 105-130 км.

Спарку Су-9 приняли на вооружение, но, несмотря на серийное производство, их в частях катастрофически не хватало (построено лишь 50 машин), и ее нередко заменял двухместный Су-7. В 1962 году контрольные испытания Су-9У с измененной передней частью фонаря кабины пилота. В 1963 году начались совместные испытания трех Су-9, оборудованных заводом для испытаний с грунтовых ВПП. Выполнено 112 полетов. В том же году был сделан вывод о возможности эксплуатации Су-9 с колесным шасси с грунтовых аэродромов с прочностью грунта 9-10 кг/см2. Но летом 1964 года после завершения испытаний в акте НИИ ВВС было записано, что летать на Су-9 с грунта нельзя. В то же время в войсках истребительной авиации ПВО на Су-9 сделано около 4000 полетов с грунтовых аэродромов. С 1959 года к выпуску самолета подключили Московский авиазавод ^ 30. Всего с 1957-го по 1962 год два предприятия изготовили 1066 самолетов семейства Т-3.

Источник - dogswar.ru