Самолёты

Перехватчик Су-15ТМ / Т-58ТМ (СССР)

Перехватчик Су-15ТМ / Т-58ТМ (СССР)

Контрольные испытания серийных Су-15Т, проведенные в начале 1971 году, показали, что оборудование и вооружение самолета не позволяют надежно перехватывать низковысотные цели. Тогда же были выявлены и другие недостатки машины, устранение которых затянуло сдачу заказчику Су-15Т почти на год. В итоге новый перехватчик стал переходным к у-15ТМ. Совершенствование перехватчика продолжалось практически на протяжении всего его жизненного цикла, и предметом особого внимания создателей машины было, безусловно, вооружение и двигатели, поскольку от последних во многом зависело достижение требуемых заказчиком летных данных.

По сравнению с Су-15Т самыми главными отличиями нового перехватчика были двигатели Р13-300, радиолокационный прицел «Тайфун-М» и бортовая аппаратура «Лазурь», работающая с наземной системой наведения «Воздух-1М», позволявшая наводить перехватчик на цель в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах, обеспечивая перехват целей на высотах от 500 до 24 000 метров и летящих со скоростью от 500 до 2500 км/ч. Государственные совместные испытания Су-15ТМ начались в сентябре 1970 года, сразу же после снятия карантина на нижней Волге из-за эпидемии холеры, и проходили они, в общей сложности, на пяти машинах. Ведущим инженером по испытаниям, как и прежде, был Р.Н. Лазарев. От НИИ ВВС на самолете летали С.А. Лаврентьев, В.В. Мигунов и В.И. Мостовой.

Испытания шли очень тяжело - главным образом, из-за низкой надежности «Тайфуна-М». Свою лепту внесли и радиолокационные ГСН ракеты К-98М (Р-98М). Тем не менее полученные результаты позволили промышленности схитрить, получив от заказчика предварительное заключение, открывавшее дорогу для серийного выпуска Су-15ТМ. Ракета К-98М выпускалась в двух вариантах с полуактивной и инфракрасной ГСН. При стартовой массе 292 кг (вес боевой части - 40 кг) дальность пуска ракеты, в зависимости от ракурса, изменялась от 1,8 до 114 км при стрельбе со стороны задней полусферы и от 4 до 18 км -со стороны передней полусферы. При этом отмечалось, что характеристики машины, за исключением меньшего диапазона скоростей перехватываемых целей и дальности действия РЛС, соответствовали требованиям заказчика. Отмечалось существенное повышение боевых возможностей комплекса по сравнению с Су-15-98, облегчение пилотирования, самолетовождения и посадки за счет внедрения систем автоматического управления и ближней навигации.

В ходе испытаний прямыми попаданиями ракет были сбиты три радиоуправляемых мишени: МиГ-17М, Ил-28М и Ла-17М, и еще две - Ил-28М и Ла-17М - осколками разорвавшихся боевых частей ракет. В остальных случаях вероятность поражения целей определялась с помощью аппаратуры промаха, установленной на самолетах-мишенях, включая Ту-16М. Государственные совместные испытания Су-15ТМ завершились в апреле 1973 года. В акте по их результатам отмечалась повышенная помехозащищенность комплекса и возможность в автоматическом и ручном режимах управления перехватывать одиночные воздушные цели с задней полусферы в диапазоне высот от 500 до 24 000 метров, летящие со скоростью до 1600 км/ч, и с передней полусферы - на высотах от 2 до 21 км, летящие со скоростью до 2500 км/ч.

Неплохие результаты, хотя практический потолок не превышал 17 970 метров вместо заданного 18 500 метров. Перехват же маловысотных целей с задней полусферы осуществлялся лишь при условии, что их скорость не будет превышать 900 км/ч. Недостаточна была и дальность обнаружения целей с помощью «Тайфуна-М» на малых высотах. Тем не менее комплекс Су-15-98М, включавший самолет Су-15ТМ с модернизированной РЛС «Тайфун-М», рекомендовали для принятия на вооружение. Лучшего-то не было. К подготовке серийного производства Су-15ТМ в Новосибирске приступили в 1970 году. Внешне серийные перехватчики отличались от опытных машин лишь увеличенными воздухозаборниками. Выпуск Су-15ТМ (изделие «37М») начался в 1971 году параллельно с самолетом Т-6 (будущим Су-24), после построения головной машины №03-02 в октябре. В строй первую партию перехватчиков передали весной 1972 года, но на вооружение комплекс Су-15-98М приняли лишь в январе 1975-го, когда его выпуск подходил к концу. При этом радиолокационный прицел «Тайфун-М» получил обозначение РП-26, а ракеты К-98М - Р-98М.

Помимо ракетного вооружения, на Су-15ТМ предусмотрели и бомбардировочное, располагавшееся на подфюзеляжных и крыльевых узлах. Самолеты в такой комплектации начали сдавать заказчику задолго до начала государственных испытаний бомбардировочного вооружения. С 6-й серии на Су-15ТМ появилась система автоматического управления САУ-58-2, позволившая перехватывать низковысотные цели. Начиная с 8-й серии, на Су-15ТМ внедрили новый обтекатель антенны радиолокационного прицела оживальной формы вместо конического. Это позволило исключить «паразитные» засветки экрана РЛС, мешавшие наведению ракет с радиолокационными ГСН. С машины №10-30 на перехватчиках перестали устанавливать эжектор с воздухозаборниками в хвостовой части, а ранее выпущенные Су-15ТМ дорабатывали на авиаремонтных заводах.

В 1979-м самолеты начали довооружать ракетой Р-60, испытания которой завершились в конце 1974 года. К слову, пуск Р-60 осуществлялся по звуковой сигнализации, а Р-98 пускали после загорания лампочки захвата цели. Серийное производство Су-15 завершилось в 1975 году. При этом завод в Новосибирске сдал заказчику 422 Су-15. Общее же количество самолетов этого семейства оценивается по разным данным от 1274 до 1478 всех модификаций. Пик выпуска перехватчиков пришелся на 1969 год - 165 машин. Су-15ТМ неоднократно модернизировался (главным образом, это коснулось вооружения и оборудования) и прослужил в авиации ПВО свыше 20 лет.

Источник - dogswar.ru